Казань
Москва
«1 + 1» (НЕПРИКАСАЕМЫЕ) - Приволжский центр Томотерапии
Копилка позитивного настроя

«1 + 1» (НЕПРИКАСАЕМЫЕ)

Внимание, вопрос! Где паралитик? —Там, где ты его оставил.

Именно с этой фразы одного из главных героев фильм «1+1» (фр. Intouchables — «Неприкасаемые», 2011 г.), бывшего чернокожего преступника Дрисса, я начну свои размышления о фильме.

Именно в ней сошелся для меня весь смысл увиденной и пережитой мной истории. Истории двух абсолютно разных по социальному статусу, воспитанию, интересам людей — парализованного в результате неудачного полета на параплане аристократа Филиппа, увлекающегося классической музыкой, высокой поэзией и живописью, и нанятого им помощника Дрисса, любителя танцевальной музыки, женщин и марихуаны, свободного от условностей и обязательств, легко относящегося к проблемам.

Французская трагикомедия «1+1» основана на реальных событиях. Речь идет о богатом аристократе Филиппе Поццо ди Борго и неоднократно сидевшем за ограбления нарушителе закона Абделле Селлу. Главные роли исполняют Франсуа Клюзе и Омар Си.

«1+1» стал самым популярным фильмом во Франции в 2011 году. По статистике 20 марта 2012 года, «1+1» стал самым прибыльным фильмом, заработавшим 281 миллион долларов на иностранном языке, кроме английского, во всём мире. Актеры и фильм были удостоены многих наград и номинаций, о чем вы легко сможете прочитать в Википедии.

Сюжет я оставляю вам в качестве домашнего задания. И у меня нет ни тени сомнения в том, что вы получите колоссальное удовольствие от легкости и жизнерадостности фильма, наполненности его тонким, острым, щекочущим чувством юмора несмотря на казалось бы драматичные темы. А их две – два главных героя, две судьбы, две абсолютно разных системы убеждений и одна общая развязка: каждый оставил своего «паралитика», определяющего его жизнь в целом, его эмоциональное состояние, настроение, способность двигаться по жизни и реализовывать свои желания и цели.

В «ПРИКЛЮЧЕНИЯХ КАПИТАНА ВРУНГЕЛЯ или как «сразиться» с убеждениями» я уже писала, что многие проблемы и болезни люди приобретают «благодаря» своим убеждениям, и что убеждения оказывают самоорганизующее или «самоисполняющееся» воздействие на многие уровни поведения человека. Человек, глубоко убежденный в том, что неизлечимо болен, начинает вести себя и организовывать свою жизнь, «провоцируя» окружающих его людей очень часто на уровне подсознания, как безнадежно больной и умирающий человек. И таким образом, его организм подчиняется болезни, она прогрессирует, разъедает его.

Чем меня настолько заворожил фильм «1+1», что я даже просто неоднократно прослушивала его собираясь утром на работу, в машине, в ожидании встреч, так это восхитительной работой с убеждениями и ценностями главных героев. Кстати, если кому-то интересно, попробуйте послушать кинофильмы без изображения. Вы не видите того, что происходит, и ваше сознание сосредотачивается только на звуках и на том, что говорят персонажи фильма. И вы начинаете слышать и понимать то, что ранее пропускали, отвлекаясь на развивающиеся события, на то, как выглядят и что делают герои фильма, цвета, стиль и т.п.

Возвращаясь к работе с убеждениями, отмечу, что один из способов работы с убеждениями – это рефрейминг, предполагающий некую переоценку событий, отношений, интерпретации. Различают разные виды рефрейминга. Я бы хотела сейчас, чтобы вы просто ухватили суть.

Например, рефрейминг контекста связан с тем, что конкретное переживание, поведение или событие наделяются другим смыслом нежели исходный контекст. И иной контекст влечет за собой иные результаты, последствия.

Таким способом Дриссу удалось искусно убедить Филиппа выслать свою фотографию «вштырившей» его Элеоноре. Филипп переживает по поводу своего инвалидного кресла, на что Дрисс наделяет исходный контекст «инвалидное кресло = инвалидность, неполноценность» иным смыслом – «прагматичная безопасность»:

«Смотрите, она полгода читает ваши идиотские стишки. И ее штырит. Она чудачка, это точно. Наверное, на кресло ей плевать. Может быть их там на севере мужья колотят по пьяни. А с вами ей это не грозит. Это же прагматично, да? Фотка – это проверка. Если она пришлет свою, значит ее все устраивает».

Еще один вид — рефрейминг содержания — работает с изменением нашей точки зрения или нашего восприятием какого-то поведения или ситуации. Мы начинаем исследовать намерение, стоящее за внешним поведением человека, мы перестаем по-своему его интерпретировать, а стараемся понять, что движет человеком.

Когда один из родственников убеждал Филиппа избавиться от Дрисса: «Что это за тип? Он невменяемый. Нельзя впускать в дом не пойми кого», Филипп наделил убеждение родственника «совершенно другим содержанием, прояснив свои ожидания и объяснив, почему Дрисс ведет себя именно так: «Парни с улицы не знают жалости. Ты прав, он не слишком мне сочувствует. Но он не жалеет меня. В этом все и дело, я не хочу, чтобы меня жалели».

Или такой рефрейминг, как переопределение – замена одного из элементов обобщения или утверждения новым словом или словосочетанием, означающим примерно то же самое, но влекущим за собой иные последствия.

Вспомним, как Филипп продал картину, написанную Дриссом, своему родственнику за 11 тысяч евро. Да, дорого. И художник пока ЕЩЕ малоизвестный и молодой. Только УЖЕ выставляется в Лондоне, Берлине. И сделка совершена: «Нет, тут есть стиль, есть почерк. С другой стороны, я не куплю, а через год он будет стоить 30? Значит говоришь, что выставляется в Лондоне, а потом в Берлине»

Очень ярко и искрометно в фильме продемонстрирован такой вид рефрейминга, как боковое смещение – использование метафор или аналогий. Его суть заключается в том, что вы можете «сдвинуть» человека с его «стойкого» убеждения путем подбора к ключевому слову соответствующей метафоры или аналогий, соответствующих другим событиям или явлениям.

В эпизоде про эпистолярную переписку Филипп убежденно утверждает, что для него «красота не так важна, как духовная связь с человеком». На что Дрисс просто сравнил человека с жабой и предложил Филиппу домыслить «такую душевную связь: «С человеком ладно, а если она жаба? Тогда у вас будет душевная связь с жабой».

Или, когда Дрисс предлагает Филиппу воспользоваться для поездки спортивным полноразмерным седаном класса «люкс» Maserati Quattroporte вместо фургончика для инвалидов, а Филипп ограничивает их, утверждая, что теперь подобный автомобиль не для него, Дрисс без стеснения задает один единственный вопрос: «Что, я должен вас туда затаскивать как лошадь?» И все последующие поездки превращаются в праздник и веселье.

Равно как и в целом жизни обоих героев «делают крутой поворот», наполняясь новым смыслом, новыми убеждениями и новым окружением.

В финале ленты сообщается о дальнейшей судьбе реальных прототипов главных героев фильма. Филипп переехал в Марокко, снова женился и обзавёлся двумя дочерьми. Абдель Селлу (Дрисс) открыл собственный бизнес, тоже женился и имеет троих детей. И по сей день они с Филиппом остаются близкими друзьями.

Учитесь различать в себе и дорогих для вас людях ограничивающие убеждения. И самое главное, ищите способы, помогайте себе и близким легко расставаться с ними и смело вступать в отношения с новой реалией себя – здоровыми и счастливыми.

«Не жди, что станет легче, проще, лучше не станет. Трудности будут всегда. Учись быть счастливым прямо сейчас. Иначе не успеешь».

Управляющий медицинскими центрами лучевой терапии, профессиональный коуч ICU
Николаева Людмила

Получить программу лечения

Please leave this field empty.