Kazan
8 (843) 590-40-40
Moscow
8 (499) 550-32-40
Планирование лучевой терапии: задачи и методы
Articles

Radiation therapy planning

Obligatory stage of preparation for treatment

Content:

  1. Urgency of radiotherapy planning
  2. Main planning tasks
  3. Methods used
  4. Planning stages
  5. Why “Saknur”?

Urgency of radiotherapy planning

A key challenge in radiotherapy is to provide the maximum damaging effect on the tumor while minimizing the radiation dose to the surrounding healthy tissues. Therefore, dosimetric planning of radiation therapy is an obligatory stage of preparation for treatment.

The main tasks of dosimetric planning:

The dosimetric planning is based on the creation of individual optimal exposure model to achieve the desired result. In this case, it is necessary to ensure the uniformity of the tumor irradiation while maintaining an equally small impact on vital organs.

Methods used

Planning begins with the creation of a three-dimensional model of the patient based on a series of images made on a specialized computer tomograph. To perform the tasks in full, it is often necessary to perform magnetic resonance and positron emission tomography. With the help of special software, a zone affected by cancer cells, as well as nearby healthy organs are outlined. This is necessary to form a correct dose distribution. When contouring the planned irradiation target, the history of the disease and previous procedures are also taken into account.

After contouring, the patient’s virtual model is sent to the specialized dosimetric planning stations, where the parameters are selected and the treatment time is calculated.

The radiation plan is considered ready after reaching the parameters set by the radiotherapist, based on the radiosensitivity of the tumor and the tolerance of healthy organs.

Planning stages

In the pre-radiation preparation of each patient, a number of specialists take part, so this process consists of several stages.

  1. An X-ray lab technician scans the affected area on a specialized computer tomograph using patient fixation device during treatment, including, if necessary, individual thermoplastic masks.
  2. A radiographer or a radiologist with the help of special software performs contouring of the organs and structures of interest (tumors, organs located near the irradiation zone, as well as vital organs), and creates a three-dimensional model of the treatment area.
  3. A medical physicist calculates the radiation treatment plan at the specialized radiation therapy planning stations, based on the doctor’s prescriptions and treatment protocols. Then, taking into account the technical characteristics of the radiotherapy device, special parameters and coefficients, a treatment plan for each patient is created ― in such a way as to protect the healthy structures and to bring a therapeutic dose of radiation into the tumor.
  4. A radiotherapist participates in every stage of the patient’s preparation. During the scan, the radiotherapist determines the areas of impact, during contouring ― sets the boundaries of the tumor. Also, the radiotherapist gives a prescription for doses and approves a physicist-calculated treatment plan. During the entire course of treatment, the physician observes the patient, makes adjustments to the treatment procedure, and gives recommendations on concomitant therapy, if necessary.

At any stage of treatment, the patient can contact the attending physician for advice.

Why “Saknur”?

The radiotherapy center “Saknur” uses the newest TomoTherapyTomoHD tomotherapy device, allowing to visualize the tumor position during treatment. This increases the accuracy of the performed manipulations and provides the maximum damaging effect on the tumor with the reduction of the radiation exposure to the surrounding healthy tissues. When calculating treatment plans for TomoTherapyTomoHD, a modern modulation radiotherapy (IMRT) technique is used to maximally exclude healthy organs from the radiation area, thereby reducing side effects and radiation reactions that affect the patient’s quality of life.

The accuracy of therapy planning and the effectiveness of future treatment is ensured by the fact that our specialists (radiologists, oncologists, medical physicists, radiotherapists, etc.) have many years of professional experience.

Recording on consultation

Please leave this field empty.

Казань
Москва
Планирование лучевой терапии: задачи и методы
Статьи

Планирование лучевой терапии

Обязательный этап подготовки к лечению

Содержание:

  1. Актуальность планирования лучевой терапии
  2. Основные задачи планирования
  3. Используемые методы
  4. Этапы планирования
  5. Почему «Сакнур»?

Актуальность планирования лучевой терапии

Ключевой задачей лучевой терапии является обеспечение максимального повреждающего действия на опухоль при минимизации лучевой нагрузки на окружающие здоровые ткани. Поэтому планирование лучевой терапии является обязательным этапом подготовки к лечению.

Основные задачи планирования

В основе планирования  — тщательный расчет оптимальной дозировки облучения, которая окажется достаточной для получения желаемого эффекта с учетом величины опухоли и характера ее роста. При этом необходимо обеспечить равномерность облучения опухоли с сохранением одинаково малого воздействия на жизненно важные органы.

Используемые методы

Планирование начинается с создания трехмерной модели пациента на основе  серии сканов, сделанных на специализированном компьютерном томографе. Для выполнения поставленных задач в полном объеме часто необходимо проведение  магнитно-резонансной и позитронно-эмиссионной томографии. С помощью специального программного обеспечения обрисовывается зона. Пораженная раковыми клетками, а также близ расположенные здоровые органы. Это необходимо, чтобы сформировать правильное дозное распределение. При построении контуров планируемой мишени также учитываются данные истории заболевания и проведенных ранее процедур.

После оконтуривания виртуальная модель пациента направляется на специализированные станции дозиметрического планирования, где подбираются методика, параметры и рассчитывается время лечения.

План облучения считается  готовым после достижения параметров заданных врачом-радиотерапевтом, исходя из радиочувствительности опухоли и толерантности  здоровых органов, после построения гистограмм доза-объем, которые дают возможность оценить степень повреждений.

Этапы планирования

В предлучевой подготовке каждого пациента принимают участие ряд специалистов, поэтому данный процесс построен в несколько этапов.

  1. Рентген-лаборант проводит сканирование пораженного участка на специализированном компьютерном томографе с использованием фиксирующих устройств, в том числе индивидуальных термопластических масок, при необходимости.
  2. Врач-рентгенолог или вра-радиолог с помощью специального программного обеспечения производит оконтуривание интересующих органов и структур (опухолей, органов, расположенных вблизи зоны облучения, а также жизненно важных органов), создает трехмерную модель области лечения.
  3. Медицинский физик рассчитывает план лучевого лечения на специализированных станциях планирования лучевой терапии, исходя из назначений врача (предписания суммарной очаговой дозы, дозы на критические органы и структуры). Затем с учетом технических характеристик аппарата лучевой терапии, специальных параметров и коэффициентов создается план лечения каждого пациента — таким образом, чтобы максимально защитить от облучения здоровые структуры и подвести лечебную дозу радиации в опухоль. После утверждения рассчитанного плана лечения, он в обязательном порядке проверяется физиком на аппарате лучевой терапии на фантоме (имитация человека). Необходимо убедиться в том, что все параметры плана реализуются так, как рассчитаны, в том числе доза за сеанс.
  4. Врач-радиотерапевт участвует в каждом этапе подготовки пациента. Во время сканирования он определяет области воздействия, в ходе оконтуривания – задает границы опухоли. Также радиотерапевт дает предписание по дозам и утверждает рассчитанный физиком план лечения. Во время всего курса лечения врач наблюдает за пациентом и вносит коррективы в процедуру лечения, при необходимости дает рекомендации по сопутствующей терапии.

На любом этапе лечения пациент может обратиться к лечащему врачу за консультацией.

Почему «Сакнур»?

В центре «Сакнур» для лучевой терапии используется  новейший аппарат томотерапии «TomoTherapyHD», с возможностью визуализации положения опухоли во время лечения. За счет чего повышается точность выполняемых манипуляций, оказывается максимальный поражающий эффект на опухоль со снижением лучевой нагрузки на окружающие здоровые ткани. При расчете планов лечения на аппарате «TomoTherapyHD» применяется современная методика – модулированная лучевая терапия  (IMRT), позволяющая полностью исключить из зоны облучения здоровые органы, тем самым уменьшая побочные эффекты и лучевые реакции, которые влияют на качество жизни пациента.   

Точность планирования терапии и результативность будущего лечения повышаются и благодаря тому, что наши специалисты (радиологи, онкологи, медицинские физики, радиотерапевты и пр.) имеют многолетний профессиональный опыт, поэтому всегда могут подобрать оптимальный план терапии для каждого пациента.

Услуги центра томотерапии «Сакнур» доступны для жителей любых регионов России. Мы работаем как на платной основе, так и по программе бесплатного медицинского страхования.

Запись на консультацию

Please leave this field empty.